Vladyslav Romashov

S01E09 «Жизнь бесценна»

Анализ эпизода «Жизнь бесценна»: Дело о рабочих, которых надо найти в строительном завале после аварии, и об интернет-миллионере, который хочет выяснить, действительно ли его девушка его любит.

Анализ эпизода «Жизнь бесценна»: Дело о рабочих, которых надо найти в строительном завале после аварии, и об интернет-миллионере, который хочет выяснить, действительно ли его девушка его любит.

Опиаты и распознавание эмоций

Vladyslav Romashov: Лайтман использует набор фотографий, как тест по распознаванию эмоций. Когда Спейли не распознает радость и удивление, но узнает отвращение, он приходит к выводу, что тот принимает опиаты. Вероятно, их к этому подтолкнула мысль о лекарствах от боли в шее после травмы. Но действительно ли так просто определить, что кто-то “подсел” на лекарства? Ответ – скорее нет, чем да. В исследованиях, люди с зависимостью от препаратов на основе опиума действительно хорошо распознавали отвращение. Если быть точным, даже лучше чем те, кто не принимает наркотики или употребляли в прошлом. Тем не менее, они не распознают остальные эмоции хуже и ничем не отличались в этом от обычных людей. Их отличало другое, они распознавали все эмоции медленнее, чем группа которая не употребляла опиаты.

Неуверенность

Vladyslav Romashov: Когда мэр города, Фэллон, говорит, что при строительстве не было никаких нарушений, она демонстрирует эмблематическую оговорку. Она поворачивает руку ладонью вверх.  Ранее мы уже видели эту оговорку в сериале, и я уже писал, что она означает неуверенность. Это часть эмблемы пожимания плечами. Позже в этом эпизоде, городской инженер покажет одностороннее пожимание плечом. Тоже признак неуверенности в своих словах, когда человек что-либо утверждает.

Страх ли?

Vladyslav Romashov: Когда Блант, якобы демонстрирует выражение страха, он, в действительности, показывает смесь эмоций. Глаза, соответствуют сценарию и демонстрируют страх, но рот – нет. В страхе уголки растягиваются в стороны и вниз, тут же актер демонстрирует только опускание уголков губ, что является признаком печали. Вы можете убедиться в этом, если просмотрите видеозапись в замедленном режиме.

Дистанция, смущение и трепетание век

Vladyslav Romashov: Лайтман перечисляет несколько показателей, которые он использует чтобы определить отношения между миссис Блант и Уорреном. Первый из них – дистанция. Мы стремимся находиться ближе к тем, кто нам нравится и отдаляемся подальше от неприятных людей. Эдвард Холл, антрополог и кросс-культурный исследователь, впервые описал зоны в которые люди “допускают” других, в зависимости от степени взаимоотношений. Он выделял интимную, личную, социальную и публичную зону, и описывал приблизительные границы каждой зоны. Так вот, интимная зона меньше полуметра и это то, что мы видим между двумя героями фильма.

Лайтман также описывает мимолетный взгляд, за которым следует отведение глаз в сторону и вниз, все поведение свойственное смущению. Вы видели этот пример ранее, в первой серии, когда Лайтман раскрыл интрижку двух помощников прокурора.

Наконец, трепетание век, которое припоминает Лайтман при общении с миссис Блант ранее, является выдумкой. Исследования показывают, что моргание или вот такое “трепетание век” не связаны с обманом и не могут быть использованы, как надежный признак обмана. Это миф.

Анатомия за кулисами

Vladyslav Romashov: В оригинале, Локер говорит, что Блант демонстрирует презрение и перечисляет несколько мышц, на основании которых он пришел к данному выводу. Интересно то, что ни одна мышца даже отдаленно не связана с выражением презрения. В его списке есть «Orbicularis», «Corrugator» и «Frontalis». Orbicularis не относится к какой-то специфической мышце, и переводится как «круговая». Круговых мышц у человека на лице три – пара вокруг глаз и одна вокруг рта. Вероятно, речь идет о глазничной. Мышца Corrugator опускает и сводит брови, а Frontalis их поднимает. Выражение презрения связывают с сокращением мышц Buccinator и Zygomatic Major, иногда с односторонним сокращением Levator Labii Superioris Caput Infraorbitalis. Возникает закономерный вопрос – откуда сценаристы вообще взяли этот набор мышц?

Жестикуляция

Vladyslav Romashov: Иллюстраторы – жесты которые демонстрируют сказанное, действительно проявляются реже при обмане. Но их число уменьшается также, когда человек менее вовлечен в разговор, или когда он взвешивает каждое слово прежде чем произнести. Количество манипуляторов – жестов прикосновения к себе, другим или объектам – не изменяется при обмане. Люди часто называют манипуляторы признаком лжи, но как и отведение взгляда – это ненадежный признак обмана.

Тут Торрес и Локер допускают одну критически важную ошибку. Распознавание обмана по поведению очень относительное. Сравнение поведения при разговоре на “нейтральную” тему с поведением во время обсуждения “критической” темы кажется привлекательным, но в действительности малоэффективно. Недавно опубликованный обзор литературы Олдерта Фрая хорошо демонстрирует, что этот прием может приводить к ложным заключениям. При обсуждении разных тем, даже когда это не связано с обманом, одни и те же люди могут менять свое поведением. Количество манипуляторов и иллюстраторов сильно варьируется от темы и желания ее обсуждать. Например, когда Торрес перешла к обсуждению знакомства Нади Доусон с ее женихом, ее поведение могло измениться из-за нежелания обсуждать эту тему, а не потому что она обманывает.

Поділитися

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Будь в курсі останніх новин

Підпишись на щотижневу розсилку новин

Отримуй сповищення про нові статті